для слабовидящих

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа

Главная > Актуальная информация > Железнодорожным мостам 501-й стройки присвоен статус выявленных объектов культурного наследия

Железнодорожным мостам 501-й стройки присвоен статус выявленных объектов культурного наследия

При проведении на Ямале изысканий для проектирования Северного широтного хода в Надымском районе летом 2018 года были обнаружены два сооружения периода 501-й стройки середины ХХ века, обладающие признаками объектов культурного наследия – железнодорожные мосты через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха. 23 августа 2018 приказом службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа им присвоен  статус выявленных объектов культурного наследия.

Оба моста находятся в прямой видимости со строящейся автодороги Надым-Салехард, представляют ценность  с точки зрения технической истории и истории промышленного освоения территории Крайнего Севера Западной Сибири. Железнодорожные сооружения имеют стальные пролеты, стоящие на деревянных сложной конструкции опорах из лиственницы (аналогов подобного возведения мостов середины ХХ века встречаются единицы). Среди рельс, уложенных на мостах и в непосредственной близости от них, имеются рельсы иностранного производства.

Мост через реку Пензер-Яха известен среди старожильческого населения Ямала под названием «Генеральский» или «Министерский». Вблизи моста через реку Ид-Яха располагается частично руинированный лагерный пункт № 81 со стоящей в нем сторожевой вышкой.  Поставленные на государственную охрану  мосты 501- стройки являются одними из хорошо  сохранивших объектов брошенной железной дороги, вызывают живой, неподдельный интерес, и, несомненно, обладают ценностными характеристиками памятников экономической истории  тоталитарного государства при масштабных строительствах СССР конца 1940-х – начала 1950 годов, а также памятников инженерной мысли в тяжёлых условиях Крайнего Севера. 

Справочно:

«Строительство 501», «сталинка», «мёртвая дорога» — все это названия, закрепленные за  Трансарктической железной дорогой «Чум-Салехард-Игарка» середины ХХ века. Историко-культурная ценность сохранившихся объектов состоит в том, что они являются ярким материальным свидетельством самого значительного экономического события на территории Ямальского Севера того периода, а именно строительства силами заключённых в условиях вечной мерзлоты и при отсутствии каких-либо дорог и крупных населённых пунктов Трансарктической железнодорожной магистрали от Полярного Урала до Енисея. Главной целью грандиозного и затратного проекта 1947-1953 годов послужило стремление советского государства индустриально освоить безбрежные просторы сибирского Севера, богатые природными ресурсами, а также  связать между собой низовья двух воднотранспортных магистралей – Оби и Енисея – в интересах обороноспособности страны. Значительная часть сооружений было построено в рекордные сроки, однако  после смерти Сталина в 1953 году все они были заброшены.