для слабовидящих

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа

Главная > QR - Салехард > Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.

Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.

Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.

Датировка объекта: середина ХХ века

Местонахождение объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ,  г. Салехард, ул. Республики, д.98.

Общее описание объекта и вывод об его историко-культурной ценности: Объект культурного наследия местного (муниципального) значения памятник «Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.», расположенный по ул. Республики, д.98, является одним из немногих хорошо сохранившихся сооружений 501-й стройки, возникших в северной части г. Салехарда в 1949-1953 гг. (помимо театра сохранились здания начальной школы, архива и одноэтажные жилые дома).

Историко-культурная ценность сохранившихся объектов 501-й стройки состоит в том, что они являются ярким материальным свидетельством самого значительного экономического события на территории Ямальского Севера середины ХХ века, а именно строительства силами заключенных в условиях вечной мерзлоты и при отсутствии каких-либо дорог и крупных населённых пунктов Трансарктической железнодорожной магистрали от Полярного Урала до Енисея. Главной целью грандиозного и затратного проекта послужило стремление советского государства индустриально освоить безбрежные просторы сибирского Севера, богатые природными ресурсами, а также  связать между собой низовья двух воднотранспортных магистралей – Оби и Енисея в интересах обороноспособности страны.

Прокладка трассы осуществлялась Северным управлением лагерей  железнодорожного строительства НКВД СССР, при котором были сформированы два строительных управления – Обский исправительно-трудовой лагерь и строительство № 501 и Енисейский  исправительно-трудовой лагерь и строительство № 503. Этим двум управлениям предстояло до 1955 года проложить навстречу друг другу и пустить в постоянную эксплуатацию путь протяжённостью около полутора тысяч километров. Местом базирования Обского управления ИТЛ был избран город Салехард, получивший статус города в 1938 году. По наименованию управления участок дороги от Салехарда до станции Пур  (посёлок Уренгой) позже стали называть 501-й стройкой.  В мае 1953 года, после смерти Сталина, строительства № 501 и № 503 были остановлены, и «великая стройка» железнодорожной линии «Чум-Салехард-Игарка» так и осталась не завершенной.

Театр при Обском управлении 501-й стройки был организован по инициативе Василия Арсеньевича Барабанова, руководителя Северного управления  лагерей железнодорожного строительства. Театр зародился в 1947 году на станции Абезь – первого штаба строительства Трансарктической магистрали – на базе театра Печорской железной дороги в целях проведения культурно-воспитательной работы среди заключенных. Формирование театрального коллектива по воспоминаниям очевидцев выглядело следующим образом: «… театр, с разрешения Барабанова В.А. имел право брать в свою труппу людей из колонн и лагерных пунктов, где имелись артисты, музыканты, художники и вообще, все, кто мог быть полезен театру вплоть до осветителей и бутафоров».  На трансарктической железнодорожной магистрали несколько лет работал настоящий передвижной театр, труппа которого целиком была составлена из профессиональных актеров, режиссеров, музыкантов, осуждённых в основном по знаменитой политической  58-й статье.

Когда коллектив театра, именовавшегося в афишах «Театром управления строительства», превысил 200 человек, его разделили на три группы – драматическая труппа, музыкально-драматическая (оперетта) вместе с симфоническим оркестром и эстрадная (джаз-клуб). Для нужд лагерного театра были приобретены световая сценическая аппаратура, механизм сцены, кулисы, занавес; по возможности его снабжали инвентарем, мебелью, тканью, красками, различными подсобными материалами. Артисты в 1947-49 годах ездили с гастролями по всей трассе строящейся дороги, вылетали на зимовки изыскателей и проектировщиков, выступали перед жителями северных городов и рабочих поселков. Оперную и драматическую труппу возглавлял Леонид Леонидович Оболенский –  знаменитый артист советского театра и кино, соратник С.М. Эйзенштейна и Л.В. Кулешова. Дирижером симфонического оркестра лагерного театра был Николай Николаевич Чернятинский, до войны возглавлявший оркестр одесской оперы.

В 1949 году две труппы (оперетту и драму) отправили в енисейскую тайгу, где начинались работы Строительного управления № 503, а в Салехард – базовый город Строительного управления № 501 – откомандировали эстрадную группу (джаз-оркестр Зиновия Бенкина). Сначала в Салехарде для репетиций артисты арендовали небольшое помещение в старом Доме культуры народов Севера, однако из-за тесноты и удаленности этого дома от административного управления было принято решение о строительстве специального здания для театральных постановок.

Здание будущего театра на деревянных сваях, из бруса, с деревянными перекрытиями, со сложной стропильной крышей уже достраивалось, когда изменилась политическая ситуация в стране – после смерти Сталина в 1953 году деятельность строек № 501 и № 503 была остановлена, железнодорожная линия «Чум – Салехард – Игарка» так и осталась не завершённой.

В почти готовом двухэтажном здании театра разместилось издательство окружной газеты «Красный Север», которое  его занимало почти 50 лет.  В 2004 году согласно распоряжению Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа здание по ул. Республики, д.98 общей площадью 850 кв.м. было передано в муниципальную собственность г. Салехарда. В 2004 году  в здании был произведен капитальный ремонт внутренних помещений, а в 2006 году —  утепление наружных стен с заменой  наружной обшивки стен после случившегося в 2005 году пожара, серьезно повредившего стены и крышу строения. В настоящее время в здании размещается управление образования Администрации города Салехарда. 

Своеобразие планировочной и объемно-пространственной структуры крупного деревянного, обшитого рейкой, здания предопределено специфичностью его культурно-общественной функции. Доминирующую роль в композиции играет продолговатый двухэтажный корпус блочного типа под двускатной крышей высотой более 10 метров, который изначально должен был заключать в себе все главные помещения театра: вестибюль и зрительный зал со сценой. Примыкающие к нему с северной и южной сторон ступенчатые выступы одно-, двухэтажных пристроек служебных помещений придавали зданию сложную Т-образную конфигурацию.   

В наружном облике общественная значимость здания подчеркивалась не только укрупненной объемной характеристикой, но и крупномасштабными формами архитектурного членения главного торцевого восточного фасада, заключенного в обрамление угловых пилястр и двускатного фронтона. Его особенностью является большая, доходящая до тимпана фронтона, заглубленная арочная ниша трапецевидного очертания. В сочетании с широкими глухими участками стены этот элемент сообщает фасаду значительную монументальность. В центре ниши располагался парадный вход и трехчастное окно с щипцовым очельем. Контуры арки декоративно были оформлены геометрической накладной резьбой, интерпретирующей мотивы орнаментики местного инородческого населения. Тимпаны боковых наличников украшены стилизованными изображениями голов оленей, угловые лопатки-пилястры покрыты геометрическим бегунцом. Аналогичные детали декора (орнаментированные пилястры, резные подкарнизные причелины) присутствуют на остальных фасадах, хотя в целом они стилистически нейтральны.

Очевидно, что во время проведения ремонтных работ в 1999 году внешний облик здания претерпел определенные искажения. В частности, изменился характер обшивки, ставшей более дробной, измельченной, появились пластиковые окна с современным расстеклением, устроен входной тамбур в нише, изменена в сторону упрощения прорисовка деталей трехчастного окна и других элементов. Восстановительные ремонтные работы 2006 года, начатые после пожара 2005 года, не устранили поздние наслоения.  Также внутренняя планировка, характеризующая специфику театральных пространств, не сохранилась: по существу здание не использовалось как театр, и уже в процессе завершения строительства было приспособлено для иных целей. В настоящее время планировочную структуру образуют многочисленные перегородки, дробно делящие пространство первого и второго этажей на кабинеты. Оформление интерьеров выполнено из современных материалов.   

Таким образом, помимо исторической значимости (сохранившееся деревянное строение является материальным свидетельством одной из последних масштабных строек сталинской эпохи), здание театра представляет собой также историко-культурную ценность с точки зрения архитектурного и градостроительного своеобразия, основанного  на типологической уникальности в зодчестве не только Заполярья, но и всего Тюменского региона (области). Объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.» служит интересным образцом общественно-культурного сооружения периода «сталинского неоклассицизма» середины ХХ века, архитектурное своеобразие которого основано на высокой степени сохранности первоначальных градостроительных характеристик, объемно-пространственной конфигурации, композиционного решения и элементов декоративно-художественного оформления главного фасада со своеобразной местной трактовкой мотивов национальной орнаментики коренных северных народов.

Сведения о дате и обстоятельствах выявления (обнаружения) объекта: В начале 1990-х гг. сотрудниками окружного краеведческого музея были проведены исследования по выявлению исторической застройки Салехарда. В число объектов, представляющих историко-культурную ценность, вошли также здания периода 501-й стройки – театр и начальная школа — являющиеся редким образцом деревянной архитектуры сталинской эпохи.  Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 15.06.2001 г. № 527-р утвержден перечень памятников истории и культуры города Салехарда, включающий 11 деревянных зданий, в их числе — здание театра 501-й стройки по ул.Республики, д.98.

В октябре 2001 года старшим научным сотрудником Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, кандидатом архитектуры И.Г. Ивановой в г. Салехарде были проведены натурные обследования по выявлению объектов, имеющих историко-культурную значимость.

В целях обеспечения сохранности историко-культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Губернатора автономного округа от 24.06.2003 № 239 здание по ул. Республики, д.98  было отнесено к памятникам истории и культуры местного значения.

На основании проведённых дополнительных научных исследований  (Козлова-Афанасьева Е.М. Акт государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ от 25 августа 2012 года), распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2013 № 129-РП принято решение  включить памятник «Здание театра 501-й стройки, сер. ХХ в.» в единый реестр в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.